Поиск по сайту

«Михайловская церковь» Вешкаймский район, с.Мордово-Белый Ключ, ул.Верхняя, 5

  Объект культурного наследия "Михайловская церковь, 1887г." регионального наследия поставлен на государственную охрану Решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 № 79 «О мерах по улучшению работы по охране памятников истории и культуры в Ульяновской области». В исторических материалах говорится, что старинное село Мордовский Белый ключ было образовано в конце XVII века, как дозорная слобода на внешней «татарской» стороне Карсунской засечной черты. Храм Архангела Михаила находится на вершине холма. Под холмом бьет источник - Белый ключ, давший название селу. По преданию, родник неожиданно «заработал» более 150 лет назад, и вскоре пастухи нашли здесь икону Архангела Михаила. Вскоре здесь была возведена Михайловская церковь. В документах также говорится, что «Храм деревянный, построен прихожанами в 1877 году. Престолов в нем два: главный во имя Архистратига Божия Михаила и в приделе во имя Святителя и Чудотворца Николая. Памятник истории и культуры «Михайловская церковь, 1877 г.», представляет интерес, как образец деревянного сельского приходского храма, возведенного в формах эклектики. Церковь с. Мордовский Белый ключ, как и большинство сельских православных храмов Поволжья, во второй пол. XIX века, проектировалась и строилась на основе образцового проекта. В 1853 году был издан «Атлас проектов церквей сельских построек, изданный от Департамента сельского хозяйства», а в 1858 году - «Атлас сельских деревянных церквей». В результате все вновь возводимые и перестроенные церкви Поволжья в Х1Х-начале XX вв. имели в своей основе типовой проект. Исследователи отмечают, что высокий эстетический и функциональный уровень церковных построек в провинции обеспечивался применением образцовых проектов, которые рассылались в епархии и строительные комиссии. Вносились новые архитектурные детали, исходя из места расположения храма, определялись габариты строения, высота колокольни. что подтверждает архитектурный облик Михайловской церкви. Храм находится на участке в центре села, в стороне от основной сельской застройки. Церковь деревянная. Во второй половине XIX столетия, как и раньше характерной для сел Поволжья была деревянная церковь. При строительстве традиционно использовали два способа крепления бревен: «в обло» — при помощи вырубания в концах бревен соответствующих углублений, и «в лапу» («в шаг») — этом случае выпускных концов нет, а сами концы вырубались так, что схватывались друг с другом зубцами, или «лапами». Ряды собранных венцов назывались срубами, или стопами. Стены возводилась из бревен, которые укладывались в венец, представлявший собой прямоугольник, либо восьмиугольник - «восьмерик» и крепко соединялись между собой. Место под постройку Михайловской церкви выбиралось общественным сельским сходом. За духовной консисторией закон оставил право наблюдать за тем, чтобы церкви «сооружались в тех местах, где православные христиане имеют в том надобность», строительство церкви соответствовало «действительным потребностям верующих», а храмы не остались впоследствии «в опустении и небрежении, неприличном святости храма» и чтобы церкви не строились среди обывательских домов или близко от них». Исходя из указанных требований, и была возведена церковь с. Мордовский Белый ключ. Михайловская церковь расположена в центральной части села, на возвышенности и господствует в окружающем пространстве и пейзаже. Исторические материалы, в том числе план «удельной дачи Мордовский Белый ключ» показывают, что храм изначально занимал главенствующее положение в пространственно-планировочной структуре поселения. Строительства храма происходило в период распространения в архитектуре «переходного стиля», сочетающего в себе черты древнерусского, византийского и романского зодчества. Схема композиции Михайловской церкви традиционна - к четверику храмовой части с запада примыкают трапезная и колокольня, с востока - прямоугольная в плане алтарная апсида. Колокольня трехъярусная. Первый и второй ярусы - четверики, третий ярус (ярус звона) - восьмерик. Восьмерик увенчан шатром и главкой на высоком двухчастном барабане. Трапезная перекрыта двухскатной крышей. Апсида также перекрыта двухскатной крышей, на которой установлена главка. Утраченное завершение храмовой части (вероятно восьмерик) пока не воссоздано. Церковь деревянная, обшитая горизонтально направленным тесом. В храме устроены северный и южный входы, подчеркнутые крыльцами с двухскатными навесами. В западной стене нижнего яруса колокольни устроен главный вход, который также подчеркнут крыльцом с двухскатным навесом. Углы отмечены лопатками. Высокие арочные окна обрамлены простыми ленточными наличниками. Стены завершаются широким выступающим карнизом. Длина здания равняется 29,7 м., ширина - 13,0 м. В документе говорится «Как и у каждой церкви в России, у святого храма есть печальные страницы своей истории. В 1935 году, во времена, атеизма церковь закрыли. Была разрушена колокольня, колокола сбросили на землю и отправили на переплавку. Иконы местные жители разобрали по домам, но не всех их удалось спасти: многие были сожжены. Также сгорели все православные книги. Само здание перестроили из дома Божьего под сельский клуб. В начале восьмидесятых годов прошлого века на сходе граждан решили восстанавливать церковь.