Поиск по сайту

«Богоявленская церковь» Карсунский район, с.Прислониха, ул.Льва Толстого, 1 А

Объект культурного наследия «Богоявленская церковь» регионального значения постален на государственную охрану Решением Ульяновского областного Совета народных депутатов трудящихся от 12.02.1990 № 79 «О мерах по улучшению работы по охране памятников истории и культуры в Ульяновской области». Ульяновская область, Карсунский район, с.Прислониха, ул. Льва Толстого, 1 А.  

В середине 17-го века на земле «из диких полей» возле речки Каменный Брод, названной позднее Малым Уренем, появились первые избы поселенцев из числа служилых и ратных людей. Так было положено начало старинному селу Прислониха, носившему в первые годы своей жизни название Богоявленское, где была возведена и первая деревянная церковь «во имя Богоявления Господня». Позднее, в 1722 году, помещик А.С. Белавкин построил посреди села, у пересечения речки Урень с Московским почтовым трактом, новую церковь, которая верой и правдой служила прихожанам до 1878 года. Построенная «иждивением онаго села обывателями», она пошла под снос «за ветхостью и по тесноте помещения». Судя по сохранившимся архивным документам, с 1875 года при Богоявленской церкви в должности псаломщика состоял Григорий Гаврилович Пластов, дед нашего прославленного земляка, академика, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий - Аркадия Александровича Пластова. Священником здесь был отец Галактион Топорнин, а церковным старостой - местный крестьянин Корней Степанович Гундоров. Именно они принимали самое живое участие в сооружении нового, третьего по счету храма. Аркадий Пластов, уже будучи известным художником, оставил в своем дневнике такую запись: «В молодости отец мой, Александр Пластов, был подмастерьем у своего отца, деда моего, Григория Пластова, иконописца и, кажется, архитектора. В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то, сочинил и чертил Григорий Пластов». Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вместе с отцом». Строительный устав тех лет гласил: «Церкви в селениях следует строить на приличных местах, наблюдая, чтобы всякие вообще постройки находились в расстоянии от церкви деревянной не ближе 30 сажен (русская мера длины, равная трем аршинам, или 2,13 метра - В.Н.), от каменной - не ближе 20 сажен, что, впрочем, не относится до церковных караулок и усыпальниц». Местоположение старой церкви вполне удовлетворяло требованием устава, и потому новую церковь решили ставить на прежнем месте. С той лишь разницей, что новый деревянный храм был более просторным и стоял на каменном фундаменте. Это было чудо. Церковь поставили «кораблем», вытянув по одной оси с востока на запад. Состояла она из трех частей - алтаря, собственно храма, трапезной и колокольни. Сруб из вековых сосен обшили тесом и окрасили в белый цвет, железную кровлю - в зеленый. Купола на храме и колокольне сделали из белой жести, а кованые кресты позолотили. На колокольне подвесили пять медных колоколов, самый большой из которых весил 72 пуда и звон его разносился на несколько верст окрест. Вокруг церкви устроили деревянную ограду с каменными столбами, большими коваными воротами и четырьмя калитками. В храме устроили два престола: главный, холодный - в честь Богоявления Господня, и в теплом приделе - в честь Казанской иконы Божией Матери. Стены изнутри обтянули холстами и расписали маслом на библейские сюжеты. Иконостас, изукрашенный затейливой резьбой, имел более трех десятков разных икон. Весной 1936 года церковь закрыли, сделали из нее колхозный склад. В 1957 году решили доломать, снесли купола. Но храм устоял. К разговору о нем вернулись лишь в 1987 году, когда Средневолжским филиалом института «Спецпроектреставрация» был разработан генеральный план Прислонихи и проект об охране мемориальной зоны - усадьбы Аркадия Александровича Пластова, к тому времени почившего и похороненного на сельском кладбище. Воссоздать первоначальный облик церкви Богоявления ульяновским проектировщикам удалось во многом благодаря рисункам, акварелям и картинам Аркадия Пластова на церковные темы - таким, например, как «Служба на Страстной», «Полая вода», «Летний праздник в Прислонихе», где изображался сельский храм. В 1995 году храм был открыт.